Уголовная политика в области борьбы с коррупцией в Республике Казахстан: вопросы теории и практики

02 марта 2020 | 1057

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..….….….. 3

1Правовое регулирование борьбы с коррупционными преступлениями
1.1 Понятие и сущность коррупционных преступлений ……..….……10
1.2 Историко-правовые основы регулирования ответственности за коррупционные преступления…………………………………...................... 18
1.3 Зарубежный опыт борьбы с коррупционными преступлениями………………………………………………………….….... 28

2Юридическая природа коррупционных преступлений
2.1 Общая уголовно-правовая характеристика отдельных видов коррупционных преступлений по законодательству Республики Казахстан……………………………………………………………………… 38
2.2 Актуальные проблемы квалификации коррупционных
преступлений …………………………………...…………………………….. 54
2.3 Обзор судебно-следственной практики по коррупционным делам в Республике Казахстан ………………………………………………………... 66

Заключение
Список использованных источников

Введение

Введение

Актуальность темы исследования. В своем послании народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу» Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркивает, что необходимо «…создать реально правовое государство, где все живут по законам» [1].
Непринятие радикальных эффективных мер в борьбе с коррупцией может привести к тому, что из криминальной, экономической и социальной проблемы она может перерасти в политическую и приобрести масштабы национального бедствия, подрывающего основы конституционного строя страны. Вот почему Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» в качестве одного из семи основных приоритетов нашего государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. При этом он особо отметил, что только эффективное сдерживание коррупции является общепризнанным условием построения правового государства.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев представил программу вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, где подчеркнул необходимость последовательной реализации комплексной общенациональной программы борьбы с коррупцией, как с угрозой национальной безопасности и общественной стабильности [2].
Таким образом, политическая воля со стороны высшего должностного лица - Президента страны - проявлена решительно. Однако, следует констатировать, что Республика Казахстан в борьбе с коррупцией по различным, требующим глубокого исследования, причинам пока существенных положительных результатов еще не добилась.
Так, по данным международной неправительственной организации Transparency International, по уровню коррумпированности Казахстан по-прежнему остается на очень высоком уровне - Казахстан набрал всего 2,7 балла из 10 возможных, оказавшись на 120 месте (в прошлом году Казахстан занимал 105 место из 178).Как отмечается в докладе, Россия по уровню восприятия коррупции оказалась на 143 месте с индексом 2,4 балла. Соседями РФ по списку стали Азербайджан, Белоруссия, Коморские острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда. Чуть лучше, чем в России, Азербайджане и Белоруссии, дела обстоят в Молдавии (2,9 балла), и Армении (2,6 балла). На одну позицию в списке TI от России отстают Украина и Таджикистан (по 2,3 балла). Киргизия занимает 164 строчку рейтинга с 2,1 балла, а Туркмении и Узбекистану пришлось поделить 177 строчку рейтинга, набрав по 1,6 балла.По оценке специалистов TI страны, рейтинг которых составляет меньше 3 баллов, находятся в зоне очень высокой коррупции [3].
По расчетам Агентства по статистике Республики Казахстан, уровень теневой экономики в нашей стране составляет 22 % ВВП. В Правительстве Республики Казахстан полагают, что этот показатель занижен. По некоторым оценкам специалистов, он достигает не менее 40%, а в некоторых сферах и выше [4].
Согласно уголовной статистике за 2011 год, в сравнении с 2010 годом на 6,2 % возросла выявляемость коррупционных преступлений [5]. В то же время не обеспечена реализация принципа неотвратимости уголовного наказания.
Таким образом, проблема борьбы с коррупцией является одной из самых острых в нашем государстве и обществе. Коррупция во всех её проявлениях представляет собой реальную угрозу общественным и государственным интересам. К одному из наиболее опасных проявлений коррупции, безусловно, относится взяточничество, масштабы которого в настоящее время приобрели угрожающий характер.
Борьба с коррупцией традиционно находится в центре внимания мирового сообщества. В частности, в Резолюции VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями всеми государствами-членами содружества наций предложено рассмотреть адекватность своего уголовного законодательства реальному распространению различных видов коррупции и применения санкций, которые бы обеспечили их надлежащее сдерживание. Основной проблемой, как считает большинство юристов, является не столько несовершенство существующего на сегодняшний день законодательства, сколько недостаточная эффективность применения уголовно-правовых средств борьбы со взяточничеством[6].
Этой проблемой всерьез озабочены официальные органы страны. Приняты многочисленные документы, в числе которых Закон РК «О борьбе с коррупцией» 1998 года, позже дополненный жесткими определениями и параграфами; «О государственной службе» 1999 года; «О государственной программе борьбы с коррупцией на 2001 – 2005 годы», а также на 2006 – 2010 годы; Указ «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц». Непосредственно президенту подчинено – Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (АБЭКП РК), указом главы государства утвержден Кодекс чести государственных служащих РК (Правила государственной этики государственных служащих).
Исключительно высокая степень общественной опасности коррупции определяется тем, что она резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции, как опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, остро затрагивает законные права и интересы граждан.
На фоне широкого распространения коррупции продолжают сохраняться тенденции гуманизации наказания, снижения роли санкций, установленных уголовным кодексом и сужения объёма применения наказания в виде лишения свободы. Сохраняется практика широкого применения наказания ниже низшего предела, предусмотренного законом. Однако на фоне чрезмерно частого назначения наказания за взяточничество ниже низшего предела ужесточение санкции, равно как и её смягчение, также не решит существующей проблемы.
Борьба с коррупцией требует от всех правоохранительных органов чётких и скоординированных действий, направленных на его выявление и расследование и осуществляется она при самом активном участии органов следствия. Совершенствование их деятельности по расследованию и предупреждению данного преступления представляет собой актуальную задачу.
Актуальность темы обусловлена в силу того, что:
- во-первых, скандалы и разоблачения в злоупотреблении властью в корыстных целях на фоне углубляющегося неравенства разных слоев населения подрывают авторитет власти, дискредитируют демократию, создают опасность поворота к диктатуре, одним из лозунгов которой может быть борьба с коррупцией;
- во-вторых, коррупция, экономическое содержание которой состоит в деформации процесса распределения ресурсов, негативно влияет на развитие и укрепление экономики в целом;
- в-третьих, коррупция, как и многие другие негативные социальные явления, создает условия собственного воспроизводства - она отрицательно влияет на будущий социально-экономический и политический порядок, причем, чем продолжительнее период масштабной коррупции, тем сложнее предстоит борьба с ней и устранение ее последствий, даже если некоторые из ее причин и будут ликвидированы;
- в-четвертых, репутация страны с масштабной коррупцией является не только политическим, но и важным экономическим фактором, влияющим на условия предоставления займов, иностранных инвестиций и т.д., как и любая репутация, она с трудом поддается исправлению.
Актуальность темы исследования так же заключается в том, что в настоящее время коррупция, находящаяся на пике социальных отклонений, стала активно привлекать внимание не только ученых - юристов, но и специалистов смежных областей знаний – в области философии, политологии, социологии, экономики, психологии и др. Однако коррупционная преступность – наиболее опасная форма преступности, обладающая особыми признаками. С одной стороны, являясь системным явлением, она является составной частью и имеет корреляцию с такими криминологическими категориями, как организованная, корыстная, экономическая и профессиональная преступность. С другой - она представляет собой совокупность вполне конкретных преступлений, предусматривающих уголовную ответственность. Несмотря на то, что советское законодательство не признавало такого понятия, как коррупция, однако, содержало понятие должностных преступлений, большая часть из которых в настоящее время признается коррупционной.
Степень исследованности темы. Вопросы уголовно-правовой характеристики коррупции и криминалистического обеспечения методики выявления и расследования данных видов преступлений в той или иной степени рассматривались в различных работах последних лет, в том числе – Н.М. Абдирова, Б.А. Абдрахманова, Т.К. Айтмуханбетова, А.Н. Агыбаева, Е.О. Алауханова, З.О. Ашитова, Г.И. Баймурзина, И.Ш. Борчашвили, К.Ж. Балтабаева, У.С. Джекебаева, Н.О. Дулатбекова, С.Е. Еркенова, А.Ш. Ещанова, Б.Ж. Жунусова, А.А. Исаева, Е.И. Каиржанова, К.Ж.Капсалямова, М.Ч. Когамова, О.К.Копабаева, К.А.Мами, Г.С. Мауленова, С.С. Молдабаева, Б.А. Мухамеджанова, М.С. Нарикбаева, М.О. Нукенова, Б.М. Нургалиева, С.М. Рахметова, И.И. Рогова, Г.Р. Рустемовой, А.А. Темербекова, Н.Н. Турецкого, Р.Т.Тусупбекова, Б.X. Толеубековой, Е.З. Тургумбаева, К.Ш. Уканова и др.
Среди зарубежных ученных данную проблему рассматривали –Р.С. Белкин, Б.В. Волженкин, О.Н.Ведерникова, А.В. Галахов, И.М. Гальперин, Ю.В. Голик, Б.В. Здравомыслов, З.С. Зарипов, Г.Р. Железногорский, А.А. Жижиленко, В.Н. Кудрявцев, Е.М. Лившиц, В.Е. Мельников, А.Б. Сахаров, Н.О. Рабинович, А.Н. Трайнин, В.Н. Ширяев, С.В. Эйсман,Н.П. Яблоков и др.
Методология исследования достоверность полученных результатов. Методологической основой исследования предполагается избрать общие и частные методы познания объективной действительности: диалектико-материалистический, исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, системно-структурный.
Нормативно-правовую базу исследования составили положения международно-правовых актов, Конституции РК, уголовного, уголовно-процессуального законодательства Казахстана, нормативные постановления Пленума Верховного Суда РК, законы и подзаконные нормативные акты, судебная и следственная практика. Также проведен анализ законодательства некоторых зарубежных стран.
В работе использованы статистические данные Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции), Комитета по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре РК, а также Международной неправительственной организации «Transparency International».
Научная новизна исследования заключается в том, что она представляет собой специальную диссертационную работу, посвященную проблемам коррупционной преступности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций. На основе обобщения научно-теоретического материала и правоприменительной практики автором предпринята попытка разработать и выдвинуть на защиту ряд положений законодательного и организационного характера.
В работе использованы также новые международно-правовые документы, а именно Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, Конвенция ООН против коррупции 2003 года. Таким образом, диссертация выполнена с учетом произошедших изменений как национального отечественного, так и международного уголовного законодательства.

Информация
Специальность: юриспруденция
Кол-во страниц: 83 стр.
Тип работы: Диссертация