Гендерная социализация детей дошкольного возраста

19 февраля 2018 | 147

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..................
1.1. Гендерная социализация детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………………………………….………
1.2. Особенности гендерной социализации детей дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста …………
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………
2.1. Диагностика уровня гендерной социализации детей дошкольного возраста………………………………………………………
2.2. Содержание работы по гендерной социализации детей дошкольного возраста………………………………………………………
2.3. Оценка эффективности экспериментальной работы по гендерной социализации детей дошкольного возраста………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………

Введение

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Республики Казахстан на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом. В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций (2000 г.), которую подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии.[1]. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Постановлением Правительства от 27 ноября 2003 года N 1190 одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране - достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развития своего бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола. В целях реализации принципов гендерного равенства во всех сферах жизни общества утверждена от 29 ноября 2005 года N 1677 «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы» [1, c.4]. Данная стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, обеспечивающей равенство мужчин и женщин, а также расширение прав и возможностей женщин. Значительное внимание уделяется гендерному просвещению и созданию системы гендерного образования, цель которых видится в «Стратегии гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы» во внедрении гендерных знаний в систему образования; просвещении общества по осознанию необходимости правового и гендерного равенства, справедливых социальных отношений между мужчинами и женщинами [1].
В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова) показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации детей.
Дошкольное воспитание и обучение являются первым уровнем системы непрерывного образования в формировании и развитии личности ребенка. В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения в дошкольных организациях реализуются республиканские программы «Балбөбек», «Қарлығаш», «Қайнар»; в 2009 году разработаны и утверждены программы воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы қадам» (1-3 года), «Зерек бала» (3-5 лет), «Біз мектепке барамыз» (5-6 лет); «Балапан», разработан учебно-методический комплекс к данным программам (методические рекомендации и дидактический материал для частных, семейных детских садов и консультационных пунктов для родителей). Для обеспечения качественного предоставления образовательных услуг дошкольного уровня совместно с ЮНЕСКО разработан стандарт нового поколения, который включает 5 образовательных областей: коммуникацию, познание, здоровье, творчество и социум.[2].
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза. Но одним из сенситивных и, следовательно, наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны гендерной социализации гораздо менее эффективны.
Содержательный анализ формирующей среды современных дошкольников позволяет выделить некоторые ее особенности, не совсем соответствующие происходящим социальным изменениям:
1) феминизация педагогической среды, которая окружает ребенка на протяжении длительного периода времени и предъявляет, как правило, фемининные требования к его поведению независимо от половой принадлежности;
2) в средствах массовой информации образы мужчины и женщины представляются как диаметрально противоположные: мужчина предстает личностью творческой, профессиональной, способной принимать решения и одерживать победы, для женщины достаточно иметь привлекательную внешность и уметь создавать домашний уют;
3) многие детские книги способствуют укреплению устаревших гендерных стереотипов, где мужчины предстают в качестве активного и творческого начала, а героини чаще всего бывают жертвами, объектами защиты и поклонения;
4) в группе сверстников наблюдается ярко выраженная половая консолидация между детьми одного пола: мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками, между детьми разного пола отсутствует или очень ограничен опыт общения и сотрудничества.
Таким образом, возникает противоречие между научно-обоснованными представлениями о психологически благополучном содержании моделей поведения и их реальным содержанием, с одной стороны, и объективными условиями воспитания − с другой. До недавнего времени проблема заключалась в основном в том, что фемининная педагогическая среда дезориентирует мальчиков, маскулинные качества которых не поощряются, фемининные осуждаются, то сегодня можно говорить и о несоответствии педагогической среды требованиям к содержанию модели поведения современной женщины. Как результат у дошкольников формируются неадекватные представления о содержании будущих социальных ролей, нарушается процесс половозрастной идентификации, возникают проблемы в общении со сверстниками.
Среди современных исследований, посвященных начальным стадиям половой социализации, генезису гендерной идентичности, выделяются работы В.В. Абраменковой, А.И. Захарова, М.Н. Зыковой, Д.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.И. Лунина, В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, И.В. Романова, А.Г. Хрипковой, А.А. Чекалиной.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации современной семьи; предпринимаются попытки разработки концепций гендерного образования детей дошкольного возраста (Г.Т. Танирбергенова, Г.Д. Тленчиева, Г.А. Кушалиева, С.М. Шакирова, Н.У. Шеденова, М.А. Ускембаева, К.А. Токтыбаева, Б.Н Кылышбаева, И.С. Клецина, Е.А. Конышева, Т.А. Репина, Л.В. Штылева), что предполагает актуальность на научно-теоретическом уровне.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что дошкольное организация образования как социальный институт продолжает воспроизводить стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерной социализации детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.
В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки − женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, от воспитания его в дошкольной организации образования. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению, исследователей (С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, Л.Г. Таранниковой, С.В. Шаповаловой, Г.Т. Танирбергенова, М.А. Ускембаева и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т.А. Репина).
Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:
- объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в дошкольных организациях образования;
- необходимостью гендерной социализации начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста;
- требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и не разработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации психолого-педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Предмет исследования − психолого-педагогические условия гендерной

Информация
Специальность: психология
Кол-во страниц: 84 стр.
Тип работы: Диссертация


+7 777 422 26 68

Написать

izden.kz@ya.ru