ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

19 февраля 2018 | 1109

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4

1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Исторический опыт становления и формирования государственной службы в Казахстане...............................................................................................................11
1.2 Основные принципы функционирования системы государственной службы в современном Казахстане........................................................................................19
1.3 Формирование института государственной службы в зарубежных странах........................................................................................................................27

2. МЕСТО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2.1 Государственное управление как предмет административного права............................................................................................................................34
2.2 Специфика государственной службы РК в период реформирования политической системы Казахстана..........................................................................42
2.3 Процесс реформирования государственной службы в Республике Казахстан....................................................................................................................46

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
3.1 Проблема эффективности государственного управления и государственной службы в Казахстане.................................................................................................56
3.2 Совершенствование управленческих механизмов государства в системе государственной службы..........................................................................................61
3.3 Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы........................................................................................................................68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................84

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................90

Введение

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня, на этапе политической и экономической трансформации страны необходимость изучения кадровой политики Главы государства Н. А. Назарбаева, направленной на создание условий для повышения профессионализма государственного аппарата, последовательное и целенаправленное развитие новой системы государственной службы, - очевидна и актуальна.
Государственная служба является неотъемлемым атрибутом государства и поэтому ее сущность, предназначение, структура, функции, виды, принципы организации и функционирования отображают актуальную политическую ситуацию социально-исторического времени. Государственная служба непосредственно связана с институтом существования государства, организацией механизма его функционирования. Выявление сути государственной службы может быть дано с разных точек отсчета: исторической, правовой, политологической, социологической - в зависимости от ракурса и проблематики изучения.
Конституция Республики Казахстан 1995 года заложила правовые основы государственной службы [1]. В качестве одного из основополагающих конституционных прав выступает право граждан Республики Казахстан на равный доступ к государственной службе, которое закреплено в части 4 ст.33 Конституции Республики Казахстан и соответствует международному правилу о равных возможностях человека заниматься трудовой деятельностью в сфере государственной службы, изложенному в ст. 21 Декларации прав человека [2]. Конституционная норма выделила государственную службу как особый вид деятельности. Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти).
Глава государства Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поручил до 1 июля 2012 года [3, С.7] провести внеочередную аттестацию сотрудников правоохранительных органов. Актуальность ее проведения продиктована, прежде всего, необходимостью определения уровня профессиональной подготовки работников, формирования высококвалифицированного кадрового потенциала правоохранительных органов. Основным критерием оценки при этом является способность сотрудников выполнять возложенные на них обязанности.
Реформирование государственной службы в Казахстане происходило со времени достижения независимости государства. На основе закона Республики Казахстан «О государственной службе» в 1999 г. динамично осуществлены реформы, разработана нормативно-правовая база государственной службы [4]. Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «О концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан» (далее Концепция) [5].
В 2011г. формируется казахстанская система государственной службы. Государственная служба в Республике Казахстан основывается на определенных принципах се функционирования, руководствуется определенными этическими нормами. Казахстанская модель государственной службы сочетает в себе передовой опыт зарубежных государств и национальных традиций культуры управления. Тем не менее, система государственной службы еще не полностью соответствует мировым стандартам. В этой связи нарастает актуальность исследования по совершенствованию подходов к составляющим государственной службы, усилению ответственности государственных служащих.
Слово «служба» употребляется в двух значениях: как вид деятельности людей, и как ведомственное подразделение. В законе РК «О государственной службе» «государственная служба - деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.»
Среди ученых существуют разные мнения о государственной службе.
С точки зрения Г. Атаманчука, государственная служба - «это практическое и профессиональное участие в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности в конкретном государственном органе» [6, с. 134].
Профессор А. Оболонский трактует ее как «вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими государственные должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд» [7, с. 10].
По мнению А. Ноздрачева, это «непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях». Это профессия для лиц, занимающих соответствующие должности в аппаратах федеральных и региональных органов государственной власти [8, с. 37].
В теоретическом понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов: законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрации государственных предприятий [9, с. 27].
Задачи и функции государства практически реализуют государственные служащие. В соответствии с законом РК «О государственной службе» «государственный служащий - гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов, либо из средств Национального банка РК должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства» [3].
Е.Б.Исакулов пишет, что государственная служба - это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях [10, с. 117].
В самом широком теоретическом понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий.
Достаточно точно понятие государственной службы отражено в Законе РК «О государственной службе», согласно статье 1 которого государственная служба – деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти [3].

Информация
Специальность: Государственное и местное управление
Кол-во страниц: 90 стр.
Тип работы: Диссертация