... ... ... Теоретические основы гендерной социализации детей дошкольного возраста
1.1. Гендерная социализация
... ... ... дошкольного возраста как педагогическая проблема
Социализация – процесс приобщения людей
... ... ... достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного
... ... ... в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми –
... ... ... приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для
... ... ... человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.
Человек живет в
... ... ... постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые
... ... ... влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности
... ... ... отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это
... ... ... к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает
... ... ... социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные
... ... ... отношения, определенным образом влияя на свое окружение.
Для нормального психического
... ... ... ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и
... ... ... взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая
... ... ... которая может обеспечить ему нормальное развитие.
Овладение социальным опытом происходит
... ... ... ребенка тремя взаимосвязанными путями:
- оно идет стихийно, так как
... ... ... с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно
... ... ... в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
- овладение социальным
... ... ... реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
-
... ... ... опыт складывается и спонтанно.
Современная наука выявила феномены врожденной
... ... ... человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н. Толстой
... ... ... что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем
... ... ... потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в
... ... ... ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не
... ... ... а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни,
... ... ... людям.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение,
... ... ... мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся
... ... ... ней необходимыми и желательными.
Цель социализации, т.е. личностные качества,
... ... ... должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен
... ... ... - варьируют от одной культуры к другой, точно так
... ... ... как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в
... ... ... культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе,
... ... ... интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права.
... ... ... японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности,
... ... ... сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения
... ... ... цели, обходительность и скромность.
В общем понимании социализация есть
... ... ... присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение
... ... ... в структуру личности.
Чаще всего процесс социализации понимается как процесс
... ... ... или приспособления. Эта трактовка наиболее ранняя. Она возникла в
... ... ... господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом и сегодня.
В
... ... ... процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием
... ... ... развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе
... ... ... идентификации является выбор социального типа, на который личность будет
... ... ... при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов
... ... ... представлять механизм научения.
В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного
... ... ... эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности
... ... ... ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития
... ... ... отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются
... ... ... уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в
... ... ... социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается
... ... ... внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая
... ... ... на изначальную активность личности в процессе социализации.
Возникает необходимость раскрыть
... ... ... и специфику процесса социализации ребенка дошкольного возраста. Важно выявить,
... ... ... факторы и механизмы оказывают влияние на процесс социализации ребенка.
... ... ... чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника.
Социальное назначение мужчин и
... ... ... в историческом аспекте рассматривали Аристотель, Платон, Т. Мор, Т.
... ... ... Ж.-Ж. Руссо и др. В русской философии дифференциация маскулинного
... ... ... фемининного отражена в трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А.И.
... ... ... Н.А. Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского,
... ... ... Хомякова, Н.Г. Чернышевского и др., которые рассматривали различия мужского
... ... ... женского начал на основе духовности.
Введение самого термина «гендер»
... ... ... с именем Р. Столлера (1968 г.) Н.И. Абубакирова решает
... ... ... разведения понятий «пол» и «гендер» с помощью лингвистического анализа:
... ... ... обозначает некое социальное отношение, а не биологический пол. С
... ... ... понятия «гендер» исследователь пытается уйти от биологической характеристики пола
... ... ... указать на то, что существуют мужские и женские социальные
... ... ... успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум. Н.И.
... ... ... считает, что понятие «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение различий мужчин
... ... ... женщин.[3, c.123].
Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических
... ... ... и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.[4].
Для
... ... ... становления гендера человека чрезвычайно понятие «ресоциализации». Э. Гидденс рассматривает
... ... ... как процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных
... ... ... и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения
... ... ... выработки иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи
... ... ... попаданием в критическую и неадекватную прежним нормам ситуацию. Такая
... ... ... может быть связана с вхождением в соответствующую среду в
... ... ... возрасте. В процессе ресоциализации возникают новые нормы, которые регулируют
... ... ... взаимодействие в новых условиях.[5, с. 9].
Следовательно, в процессе социализации
... ... ... ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества. Социализация
... ... ... гендер личности и сообщества, к которому данная личность принадлежит.
... ... ... – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс
... ... ... в социальную среду.
Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил
... ... ... социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли,
... ... ... и предназначении мужчины и женщины в обществе.[6].
Гендерная социализация −
... ... ... гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные задача
... ... ... психологии − анализ процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е.
... ... ... выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во
... ... ... людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения
... ... ... формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются
... ... ... теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так
... ... ... специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер,
... ... ... Фаррелл, К. Уэст, Д. Зиммерман) и теория гендерной схемы
... ... ... Бем).
Проблема гендерной (полоролевой) социализации, включающая в себя вопросы формирования
... ... ... пола ребенка, психических гендерных (половых) различий и гендерной (полоролевой)
... ... ... лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология,
... ... ... и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются
... ... ... идентичность» и «гендерная роль».
Основное положение теории личности заключается
... ... ... том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его
... ... ... и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации. Социализация
... ... ... в течение всей жизни. Вначале усвоение происходит скорее бессознательно
... ... ... пассивно, а позже – гораздо более осознанно и творчески.
... ... ... идентичность (сущность которой заключается в отождествлении ребенком себя с
... ... ... определенного пола) создается на протяжении жизни человека в ходе
... ... ... индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он
... ... ... – в ходе гендерной социализации. Содержание гендерной социализации определяется
... ... ... социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни
... ... ... данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая –
... ... ... константности своего пола, – формируется у детей к возрасту
... ... ... лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение
... ... ... счет собственного опыта. Изучением процесса гендерной социализации в дошкольном
... ... ... занимались Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов,
... ... ... Ольшанникова, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман.
Значимость
... ... ... гендерной социализации на разных этапах жизненного пути различна. В
... ... ... младенчества и детства (первичной социализации) главную роль играет семья,
... ... ... сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа, «значимые другие». В
... ... ... в период вторичной социализации, когда расширяются социальные границы ребенка,
... ... ... значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации.
... ... ... это образует среду, с которой индивид себя идентифицирует, и
... ... ... которой он поддерживает Гендерная идентичность − аспект самосознания, описывающий
... ... ... человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность −
... ... ... первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «Я».
... ... ... любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и,
... ... ... обращаются с ними, в соответствии с этим в любом
... ... ... мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения
... ... ... основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол.
... ... ... пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или
... ... ... ребенок должен воспитываться.[7, с. 7].
Гендерная социализация ребенка начинается с
... ... ... рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол
... ... ... начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная
... ... ... − дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в
... ... ... от их половой принадлежности.[8].
Гендерные роли − вид ролей социальных,
... ... ... нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении.
... ... ... уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой
... ... ... и стереотипов маскулинности и фемининности.[9].
И.С. Кон отмечает, что гендерные
... ... ... всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает
... ... ... преломляет в своем сознании и поведении.[10, с. 763].
Первичная гендерная
... ... ... осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора
... ... ... составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом
... ... ... и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой
... ... ... но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре
... ... ... дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто
... ... ... ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической,
... ... ... допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет
... ... ... окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с
... ... ... усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки
... ... ... собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них,
... ... ... разные, интересы и различные стили поведении. Такая стихийная половая
... ... ... способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей
... ... ... идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает
... ... ... себя полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация −
... ... ... представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям
... ... ... требованиям мужской и женской роли. В noлopолевых предпочтениях отражается
... ... ... половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы
... ... ... предпочел быть мальчиком или девочкой?».[6].
Анализ влияния разных институтов социализации
... ... ... детского сада общества, сверстников, средств массовой информации) на процесс
... ... ... гендерной идентичности личности свидетельствует о том, что мужчины и
... ... ... вырастают в дифференцированных по половому признаку психологических контекстах, что
... ... ... способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в
... ... ... сфере, а мужчин – в семейной).[7, с. 9].
В настоящее
... ... ... проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ,
... ... ... всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более
... ... ... проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей,
... ... ... работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы
... ... ... к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации.[7, с.
... ... ... изучении проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста выделяются три
... ... ... исследований:
1)психологический подход, ориентирований на половое просвещение, рассмотрение проблемы с
... ... ... сексологии и физиологии, психогигиены пола (С.И. Голод, Д.Н. Исаев,
... ... ... Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Г. Хрипкова и др.);
2)этический
... ... ... сосредоточивающий внимание на нравственно-этических аспектах полевого воспитания, воспитания чувства
... ... ... и достоинства мальчиков и девочек (Л.А. Арутюнова, Л.А. Байкова,
... ... ... Буре, А.М. Виноградова, В.М. Гоголина, О.Р. Кунц, Т.А. Маркова,
... ... ... Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина и др.);
3)функциональный подход, посвященный
... ... ... сексуальной культуры дошкольников (Ю.В. Гаврилов, А.В. Меренное и др.).
В
... ... ... исследованиях, посвященных гендерному (половому) воспитанию дошкольников (В.Б. Каган, Д.Н.
... ... ... Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г.
... ... ... и др.), изучались особенности развития личности девочки/мальчика дошкольного возраста,
... ... ... половозрастные, психосексуальные особенности дошкольников, характер взаимоотношений между детьми. Недостаточно
... ... ... уделяется вопросам гендерной социализации в целостном педагогическом процессе. Социальные
... ... ... происходящие в обществе, требуют исследований по изучению позитивного и
... ... ... влияния социума на становление индивидуальности мальчика/девочки, способов формирования культуры
... ... ... полов, упорядочения процесса гендерной социализации дошкольников.
Анализ литературы свидетельствует о
... ... ... что существует ряд теорий воспитания в процессе гендерной социализации
... ... ... психоаналитическая, социального научения, когнитивного развития, новая теория пола, теория
... ... ... теория полоролевого воспитания), которые раскрывают механизмы формирования полоролевых предпочтений,
... ... ... взаимоотношений полов, становления женской/мужской индивидуальности, влияния на процесс полоролевого
... ... ... личности таких факторов, как семья, группа сверстников и средства
... ... ... педагогике проблема воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста
... ... ... в русле дифференцированного и гендерного воспитания (Т.Ю. Абаева, Л.А.
... ... ... Л.В. Градусова, В.Е. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов).
Изменения, происходящие
... ... ... обществе, потребовали поиска новых подходов к гендерному воспитанию дошкольников,
... ... ... половозрастные, индивидуальные особенности детей в социальном контексте, непреднамеренные социальные
... ... ... на развитие дошкольников, способствующие упорядочению процесса гендерной социализации.
Обобщая различные
... ... ... к пониманию сущности воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста
... ... ... процессе гендерной социализации, в качестве методологической основы исследования определены
... ... ... целостный и ролевой подходы (Е.В. Бондаревская, А.Н. Вырщиков, В.С.
... ... ... Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Е. Каган, И.С. Кон, А.В.
... ... ... Л.И. Столярчук, В.М. Шепель). На их основе была разработана
... ... ... гендерного воспитания дошкольников в процессе гендерной социализации в дошкольных
... ... ... учреждениях.
Междисциплинарный подход дает возможность синтезировать сведения различных наук (биологических,
... ... ... антропологических, психологических, философских, социологических, педагогических и др.) о закономерностях
... ... ... дошкольников, современной социокультурной ситуации дошкольного детства, являющихся базовыми для
... ... ... в воспитании, о подготовке студентов к решению инновационных для
... ... ... проблем.
Целостный и ролевой подходы позволяют организовать целенаправленное воспитание мальчика/девочки,
... ... ... процессе которого осуществляется целостное развитие личности, индивидуальности ребенка, осуществляется
... ... ... гендерной воспитанности дошкольников.
В соответствии с этими подходами, гендерная социализация
... ... ... дошкольного возраста − это процесс и результат общего и
... ... ... развития мальчика/девочки, обусловленный конкретными социальными условиями. Воспитание детей дошкольного
... ... ... в процессе гендерной социализации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность
... ... ... развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной,
... ... ... саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение детьми гендерным
... ... ... навыками соответствующего гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующую позитивной
... ... ... социализации.
Анализ научной литературы по гендерной социализации показал, что содержание
... ... ... с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей
... ... ... недостаточно. По мнению исследователей С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А.
... ... ... Л.Г. Таранниковой, С.В. Шаповаловой и др. это приводит к
... ... ... у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой
... ... ... эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости,
... ... ... к мирному разрешению конфликтов.
Г.М. Андреева подчеркивает, что социализация является
... ... ... процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е.
... ... ... место воздействие среды на индивида), с другой – социализация
... ... ... в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует
... ... ... среду).[11]. В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения,
... ... ... усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и
... ... ... т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в
... ... ... обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество
... ... ... воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные
... ... ... поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на
... ... ... Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся
... ... ... истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс,
... ... ... особый интерес.[12].
Гендерная социализация включает в себя три аспекта:
1)когнитивный –
... ... ... рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления
... ... ... содержании типичного ролевого поведения (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С.
... ... ... Т.А. Репина);
2)эмоциональный – поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции
... ... ... оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и
... ... ... (Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман);
3)поведенческий –
... ... ... типичной для пола модели поведения (И.С. Кон, Д.В. Колесов,
... ... ... Плисенко, Т.А. Репина).
Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации.
... ... ... основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и
... ... ... В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются
... ... ... и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть
... ... ... на маму, мальчики, соответственно, на папу. В дальнейшем ребенок
... ... ... выбрать для подражания, как реального человека, так и киногероя
... ... ... героя книги.
Внушение и убеждения часто используются родителями как способы
... ... ... на ребенка. Внушение – воздействие на эмоциональную сферу. Родители
... ... ... навязывают ребенку гендерно-типичные модели поведения, не апеллируя к логике,
... ... ... систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же
... ... ... не что иное, как внушение, потому что нет никакого
... ... ... довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет.
... ... ... напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, – говорят
... ... ... – ты должна учиться готовить для того, чтобы быть
... ... ... хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом
... ... ... как данность подается суждение, что именно женщина должна вести
... ... ... и девочку убеждают в том, что она должна учиться
... ... ... настоящей женщиной.
Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым,
... ... ... детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые
... ... ... нормы. Так, например, мужчины носят короткую стрижку не потому,
... ... ... она им идет или нравится, а потому, что так
... ... ... именно так должен выглядеть мужчина. Женщины выполняют большую часть
... ... ... работы опять же потому, что так принято в обществе
... ... ... считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.
Как правило, в
... ... ... имеет место одобрение гендерно-типичных форм поведения и порицание гендерно-нетипичных.
... ... ... образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения,
... ... ... соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не
... ... ... внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно-ролевой конфликт. Так, от
... ... ... ждут реализации в роли матери. Если же женщина не
... ... ... быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает
... ... ... конфликт.
Н.К. Радина и Е.Ю. Терешенкова обращают внимание на то,
... ... ... содержание гендерной социализации может быть рассмотрено с помощью биполярного
... ... ... на одном полюсе которого находится «традиционная (патриархатная) социализация», а
... ... ... другом – «современная (альтернативная) социализация». Традиционная социализация предполагает жесткую
... ... ... дифференциацию мужского и женского, иерархично выстроенные статусы мужчин и
... ... ... Эта модель социализации имеет древнюю историю, что отчасти и
... ... ... ей быть достаточно распространенной и в наше время. Современная
... ... ... напротив, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации. Полярные варианты
... ... ... встречаются редко, однако в целом в обществе существует стремление
... ... ... традиционной социализации.[13].
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в Казахстане
... ... ... за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного
... ... ... у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит
... ... ... гендерной роли:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать,
... ... ... они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим
... ... ... в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная
... ... ... детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся
... ... ... а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу
... ... ... изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
... ... ... литературы показывает, что в психолого-педагогической науке имеется много работ
... ... ... изучению гендерных (половых) особенностей детей дошкольного возраста. Большинство западноевропейских
... ... ... американских исследований, в которых утверждалось, что девочки и мальчики
... ... ... воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п., оказались
... ... ... и получили критическую оценку в работах Э. Маккоби и
... ... ... Джеклин.[14].
Вместе с тем Э. Маккоби, К. Джеклин пишут о
... ... ... что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики сильнее
... ... ... в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек
... ... ... способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
... ... ... дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки
... ... ... справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики −
... ... ... более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность,
... ... ... на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое,
... ... ... мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по
... ... ... ученых, здесь существуют разногласия.[14].
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными
... ... ...