Вопросы обеспечения законности прокурором в стадии возбуждения уголовного дела

19 февраля 2018 | 1096

Содержание

Введение………………………………………………………………...
4
I. Теоретические основы становления прокуратуры в Республике Казахстан
1.1 Исторические предпосылки развития органов прокуратуры……
1.2 Прокуратура в системе госорганов и ее правовой статус в РК….
1.3 Правовые аспекты деятельности органов прокуратуры в современных условиях……………………………………………………..

820

33
II. Место и роль органов прокуратуры в стадии возбуждения уголовного дела
2.1 Прокурорский надзор за законностью в стадии возбуждения уголовного дела …………………………………………………………….
2.2 Международное сотрудничество органов прокуратуры в в стадии возбуждения уголовного дела …………………………………….

38

64

Заключение……………………………………………………………
79

Список использованных источников……………………………….
94

Введение

Общая характеристика работы. Основной закон нашего государства не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее право обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование.
Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РК. Одним из таких правозащитных механизмов была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции РК и исполнением законов, действующих на ее территории.
Благодаря взвешенной и мудрой позиции законодателя, потенциал прокуратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами, занимает важное место в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина на всех уровнях на территории всей Республики Казахстан.
До сих пор учеными не были разработаны теоретические и правовые основы деятельности современной прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина, основных видов этой деятельности и др.
Отметим, что в современной научной литературе термин «охрана», «защита», «обеспечение» прав им свобод человека и гражданина получили различное толкование, в связи с чем возникает необходимость уточнения их содержания. Полагаем, следует согласиться с мнением, что понятие «обеспечение» является родовым по отношению к понятием «охрана» и «защита»[1]. Оно включает в себя всю систему политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование человеком социальными благами. Понятие «охрана» и «защита» чаще всего рассматриваются как тождественные, либо «защита» понимается как более узкое понятие по сравнению с «охраной», либо каждое из них наделяется самостоятельным содержанием[2].
Представляется правильной позиция, в соответствии с которой под охраной понимаются взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушения прав, на устранение причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод. Под защитой же имеется в виду принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке конкретными органами в целях восстановления нарушенного права[3].
Защита прав и свобод – это сложный двуединый, с одной стороны, направленный на защиту интересов конкретного человека, реализацию его свободы по распоряжению своим правом, а с другой – гарантирующий соблюдение интересов общества и государства. «Защита – всякая вещь, предмет, скрывающий, охраняющий, окружающий, окружающий кого или что… заступничество, покровительство»[4]. Необходимость в защите права или свободы наступает тогда, когда налицо: неисполнение юридической обязанности или свободы; спор о наличии самого права или свободы. Деятельность, направленная на устранение препятствий в осуществлении прав и свобод, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением правом в свою очередь, составляет содержание юридических средств защиты прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве.
Авторы солидаризируются с точкой зрения А.М. Ларина, что в понятие «защита» входит и возмещение ущерба, причиненного правам и свободам человека, если не удалось предупредить или отразить нарушения, устранить ограничения[5].
В отличие от функций и видов деятельности, которые закреплены в законе и обладают относительным постоянством, направления деятельности прокуратуры характеризуются значительной подвижностью. При этом основные направления деятельности прокуратуры определяются значимостью стоящих перед государством и обществом задач на том или ином этапе их развития. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в городе, субъекте Республики, в стране в целом[6].
Актуальность темы исследования. Основной закон нашего государства не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее право обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование.
Слово «прокуратура» происходит от латинского «procurare» — опекать, заботиться. Сегодня, как и почти три столетия назад, прокуратура призвана защищать государство от недобросовестных, нарушающих закон граждан и самих граждан от несправедливости государства. Прокуратура выступает одним из гарантов законности и порядка в нашем обществе.
Генеральная прокуратура ориентирует прокуроров на жесткое употребление власти в тех случаях, когда нарушаются предусмотренные законом права граждан, ущемляются интересы государства, когда наделенные полномочиями должностные лица злоупотребляют доверием. Органы прокуратуры активно участвуют и в координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Прокуратура исторически стояла и стоит на защите интересов личности.
Перед правоохранительными органами, а к их числу относятся органы прокуратуры внутренних дел, Комитета национальной безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и др., стоят весьма сложные и ответственные задачи по борьбе с преступностью и устранению причин, их порождающих. Для того, чтобы обеспечить быстрое и полное раскрытие каждого преступления, произвести по каждому уголовному делу полное, объективное и всестороннее расследование с обеспечением неотвратимости наказания за совершенное преступление и чтобы при этом были соблюдены требования закона и норм уголовно-процессуального права, нужна согласованная, скоординированная работа всех правоохранительных органов. Осуществление этой деятельности является общегосударственной задачей.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды ряда ученых, таких как: М. Абисатова, Н.М. Абдирова, А.Ш. Аккулева, А.Ф. Аубакирова, И.Ш. Борчашвили, С.Ф. Бычковой, Н.О. Дулатбекова, У.С. Жекебаева, Б.Ж. Жунусов, Р.Т. Завотпаева, Е.И. Каиржанова, Г.С. Мауленова, А.Х. Миндагулова, М.С. Нарикбаева, Б.М. Нургалиева, Р.Т. Нуртаева, Е.А. Онгарбаева, С.М. Рахметова, И.И. Рогова, Н.Н. Турецкого, Д.С. Чукмаитова и других. В разработке отдельных отдельных аспектов данной проблемы использованы труды российских ученых таких, как: Ю.М. Антонян, Г.А. Аванесов, Б.В. Волженкин, Ю.В. Голик, С.У. Дикаев, А.И. Долговой, М.И. Иншаков, В.В. Лунеев, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, В.М. Коган, Д.А. Шестаков, В.Е. Эминов. Работы этих авторов имеют огромное научное и практическое значение.
Целью исследования является решение теоретических и практических

Информация
Специальность: юриспруденция
Кол-во страниц: 84 стр.
Тип работы: Диссертация