Вопросы декриминализации преступлений, не представляющих большой общественной опасности
19 февраля 2018 | 1162Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
1 ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………12
1.1 Понятие и содержание уголовной политики ………………………………..……12
1.2 Социальная сущность преступления и других правонарушений…………..…20
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИМИНАЛИЗАЦИИ И
ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ ДЕЯНИЙ….………..36
2.1Понятие, сущность и общие положения криминализации ………………..…..36
2.2Понятие, сущность и общие положения декриминализации……………..….46
2.3Проблемы построения санкций уголовно-правовых норм…………………....53
2.4Понятие и основания декриминализации преступлений, не представляющих большой общественной опасности ………………………………………………....63
3 ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………76
3.1 Декриминализация и пределы уголовного законодательства………...……76
3.2 Особенности декриминализации деяний, не представляющих большой общественной опасности по уголовному законодательству РК……………......83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…………93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВAННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………102
Введение
Общая характеристика работы. Диссертация посвящена исследованию теоретических и практических проблем декриминализации деяния в уголовном праве преступлений, а также преступлений, не представляющих большой общественной опасности. В работе рассматриваются такие вопросы как понятие и содержание уголовной политики; социальная сущность преступления и других правонарушений; понятие, сущность и общие положения криминализации и декриминализации, также декриминализации; проблемы построения санкций уголовно-правовых норм; понятие и основания декриминализации; декриминализация и пределы уголовного законодательства; особенности декриминализации деяний, не представляющих большой общественной опасности по уголовному законодательству РК.
Актуальность темы исследования. Процесс преобразований в Казахстане неразрывно связан с построением цивилизованного правового государства, способного обеспечить защиту своих наивысших ценностей от преступных посягательств.
Конституция Республики Казахстан провозглашает высшими ценностями человека его жизнь, права и свободы. Исходя из данного конституционного положения, можно констатировать, что гарантией защиты указанных прав и свобод может служить действенный механизм, направленный на их обеспечение.
Проблема преступности была и остается актуальной. В борьбе с данным социальным злом, среди средств, применяемых государством в механизме воздействия на преступность, наиболее строгим, распространенным и действенным остается наказание.
Однако его применение не всегда производится адекватно состоянию преступности, экономическим, социальным и политическим условиям в стране. Ошибки применения уголовного наказания, наряду с другими факторами, такими как, необоснованное законодательное закрепление или отсутствие положений, позволяющих применить пропорциональное и достаточное для исправления виновного наказания, способны отрицательно повлиять на борьбу с преступностью.
Современные условия, возникшие в процессе развития Казахстана, требуют переосмысления и поиска новых подходов предупреждения преступности. Сложившаяся криминогенная обстановка обусловливает необходимость научного осмысления и разработку адаптированных к нынешним условиям потребностей общества [1, с.3].
В этом аспекте исследование проблем декриминализации деяний приобретает особую актуальность и важность. Для достижения целей наказания, повышения его роли как средства противодействия преступным проявлениям, представляющим небольшую степень опасности, необходимо пересмотреть положения уголовного законодательства.
Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 была утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, которая играет важную роль для
совершенствования законодательства нашей страны. В ней указываются основные направления совершенствования всего законодательства.
Как известно, концепция законодательства указывает путь, по которому должно происходить развитие и совершенствование законодательства. Концепция совершенствования уголовного законодательства тесно связана с уголовной политикой, так как формирование, совершенствование законодательства в сфере борьбы с преступностью является составной частью уголовной политики.
Так, 18 января 2011 года Президентом РК был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе», в котором ряд статей УК РК подвергся существенному изменению в связи с декриминализацией некоторых составов преступлений и перевода их в разряд административных правонарушений. В частности, исключена норма, предусматривающая ответственность за незаконное приобретение, перевозку, хранение, без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере. Согласно внесенным в законодательство изменениям, за совершение указанных действий, лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Аналогично в разряд административных правонарушений переведены действия лиц, умышленно причинивших легкий вред здоровью потерпевших. Изменения коснулись и транспортных преступлений, в результате которых был причинен вред здоровью, относящийся к категории средней тяжести, а также других составов преступлений.
Также внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2011 года № 490-1V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства». Данный Закон направлен на сужение вариативности в санкциях конкретных статей Уголовного кодекса Республики Казахстан, содержащих на сегодняшний день большие разрывы между нижними и верхними пределами, совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства [2].
Принятый новый Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3июля 2014 года является одним из важных и эффективных инструментом борьбы с преступностью и уголовно-правовой защиты прав и свобод человека, интересов государства и общества. Несмотря на определенные успехи в совершенствовании уголовного законодательства Республики Казахстан в этой работе все еще остается немало нерешенных проблем, негативно влияющих на эффективность борьбы с преступностью. В данной работе перспективной является принятие мер по совершенствованию уголовного законодательства в части его гуманизации, криминализации (декриминализации).
Как указывается в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, дальнейшее развитие уголовного права должно осуществляться с учетом двухвекторности уголовной политики. Гуманизация должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения -беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетних, людей преклонного возраста. Вместе с тем необходимо и впредь проводить жесткую уголовную политику в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений [3].
Уголовная политика государства направлена на: дальнейшую декриминализацию правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, а также переоценку степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний (депенализация); усиление уголовной ответственности и наказания за преступления, представляющие большую общественную опасность путем установления более строгого наказания за коррупционные, экономические, экологические и некоторые иные преступления, а также преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений с переводом их в категорию более тяжких преступлений.
Одна из целей уголовной политики заключается в смягчении ответственности за менее опасные преступления, что приведет к значительному сокращению числа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Важным направлением уголовной политики является расширение сферы применения института освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, который предполагает полное возмещение ущерба, причиненного потерпевшему в результате совершенного преступления.
Сокращение объема применения наказания в виде лишения свободы в целом оправданно и не вызывает возражений. В то же время недостаточно продуманные меры по гуманизации уголовного законодательства, в том числе декриминализация общественно опасных деяний, могут привести к таким негативным явлениям, как нарушение принципа справедливости в части защиты жертв преступлений, роста преступности.
Принятию любого нового закона, который отменяет, изменяет либо дополняет ранее существовавший закон, предшествует развитие соответствующих общественных отношений, которые как известно, опережают нормотворческий процесс и являются его движущей силой. Декриминализация деяния также вызвана изменением определенных общественных отношений.
Степень разработанности темы диссертационного исследования. К середине восьмидесятых годов теоретические основы криминализации и
декриминализации в уголовно-правовой доктрине были неплохо разработаны. Этой проблематике были посвящены работы Н.Б. Алиева, И.М. Гальперина, А.А. Герцензона, П.Ф. Гришанина, П.С. Дагеля, Ю.А. Демидова, Н.И. Загородникова, Г.Л. Злобина, И.И. Карпеца, В.Е. Квашиса, С.Г. Келиной, М.И. Ковалева, B.C. Комиссарова, А.И. Коробеева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Б.А. Миренского, П.Н. Панченко, П.А. Фефелова, A.M. Яковлева.
Однако в последние годы публикации, тем более казахстанских, по данной тематике встречаются не столь часто и, как правило, сводятся к анализу текущей уголовной политики государства, в то время как попыток осуществить глубокий анализ теории вопроса на базе УК РК 1997 г., к сожалению, не наблюдается.
Интерес к общим уголовно - правовым аспектам преступления, вопросам криминализации и декриминализации деяния отражен в работах: И.Ш. Борчашвили, У.С. Джекебаева, Б.Ж. Жунусова, Е.И. Каиржанова, Г.С. Мауленова, А.Х. Миндагулова, М.С. Нарикбаева, Р.Т. Нуртаева, СМ. Рахметова, И.И. Рогова, Д.С. Чукмаитова, и других. Труды представленных ученых, разработанная ими методология, представляют интерес для юридической науки в целом, и, в частности, значительный интерес для нашего исследования.