Анализ социальной политики в предприятии
19 февраля 2018 | 1356Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и роль социальной политики
1.2 Система мотивации труда на предприятии
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ АО «ОРБИТА»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Корпоративная ответсвенность на предприятии АО "Орбита"
2.3 Основные направления социальной политики предприятия
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Совершенствование модели социальной политики на предприятии
3.2 Рекомендации по разработке социального пакета предприятия
3.3 Разработка системы развития и обучения персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Социальная политика организации, как составная часть менеджмента, представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера. В качестве мотивационного ресурса управления социальная политика должна обеспечивать работнику возможность удовлетворения своих потребностей. Основными целями социальной политики организации являются повышение эффективности работы, создание условий социальной защищенности работников и улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного морально - психологического климата, а также создание позитивного имиджа предприятия в глазах работников и общества. Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи:
- защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;
- воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование;
- стабилизация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), реализуемое через ее согласование.
Как инструмент мотивации работников социальная политика предусматривает принятие решений, касающихся следующих аспектов:
- выбор приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита), социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда, как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.п.
- оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия. Стремление компаний привлечь и удержать специалистов высокой квалификации приводит к конкурентной борьбе за них с помощью различных методов. Повышение уровня заработной платы остается по - прежнему одним из наиболее важных и распространенных способов привлечения и удержания специалистов, но уже не является решающим фактором повышения заинтересованности сотрудников к работе в той или иной компании.
В современных условиях репутация предприятия в обществе и бизнес - кругах поддерживается не только за счет высокого качества производимой продукции, точности и честности ведения совместных проектов, соблюдения партнерских обязательств, но и в результате осуществления социальных программ. Особенно это важно при выходе фирмы на рынок, тем более, если это международный рынок. Для иностранных компаний социальная ответственность бизнеса является важным аспектом деятельности, несмотря на определенные различия в трактовке этого понятия в Казахстане и за рубежом.
В условиях широкомасштабных системных рыночных реформ социальная политика в нашей стране претерпела существенные преобразования: произошло закономерное ослабление роли государства в социально - трудовой сфере, изменились принципы ее функционирования и развития, выявилась специфика субъектов и объектов, направлений и приоритетов. Видоизменилась и осуществляемая предприятиями социальная политика. Происходящие процессы обусловили необходимость их исследования исходя из новых, модифицированных концептуальных подходов и взглядов.
Многочисленные исследования показывают, что роль предприятия в проведении социальной политики возрастает в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики. Способствуя формированию имиджа предприятия, социальная политика выводится на первый план при оценке общей полезности предприятия для общества (это отмечают не только сторонние наблюдатели, но и сами работники предприятий).
В условиях современного конкурентного социально - экономического пространства устойчивость каждой организации, стабильность ее функционирования определяется качеством кадровых ресурсов. Высокая квалификация сотрудников выступает залогом конкурентоспособности организации и ее продукта. С целью повышения качества профессиональной деятельности специалистов, степени их лояльности к организации и руководству многие компании создают широкий социальный пакет, разрабатывают различные системы социальной поддержки сотрудников.
Актуальность исследования вопросов организации социальной политики на предприятиях в современных условиях обусловлена рядом причин:
Во - первых, конкуренцией и появлением на рынке предприятий с иностранным капиталом, где собственники предлагают своим сотрудникам социальные программы, более привлекательные в сравнении с отечественными предприятиями конкурентами. Среди казахстанских предприятий появляется осознание того, что конкурировать на рынке труда можно не только по уровню заработной платы, но и по объему и содержанию социальных пакетов. Возникает стимул для руководства предприятий к внедрению современных систем повышения мотивации работников.
Во - вторых, проблема реализации социальных программ на казахстанских предприятиях возникает в связи с угрозой дефицита рабочей силы, проблемами привлечения квалифицированного персонала и омоложения трудовых коллективов, с которыми уже сейчас сталкиваются многие предприятия. Поэтому перед предприятием возникает задача поиска новых механизмов привлечения и закрепления работников. В этом отношении создание привлекательного социального пакета связывается не только с механизмами привлечения молодых работников, но и механизмами безболезненного высвобождения прежнего персонала на пенсию.
В - третьих, для предприятий нового частного сектора, созданных 5 - 6 лет назад, возникла необходимость осознания «своего места на рынке». Кроме решения финансовых, технологических и организационных вопросов, актуальных на первых этапах развития фирмы, возникла необходимость интенсификации внутрифирменных отношений, определение своих отличительных характеристик, среди которых - формирование особого стиля внутрифирменных отношений, корпоративной этики. Основным аргументом при выборе достойного социального пакета для многих является то, что компании, предлагают своим сотрудникам различные льготы.
Целью диссертационной работы является теоретико - методологическое обоснование формирования и реализации социальной политики на уровне предприятия и выработка предложений по ее совершенствованию в современных условиях.
В соответствии с целью исследования намечено решение следующих задач:
- выявление сущности и функций социальной политики;