Актуальные проблемы государственного управления в Республике Казахстан
18 февраля 2018 | 2369Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Из истории вопроса формирования государственного управления 8
1.2. Основы организации государственного управления 10
1.3. Концептуальные аспекты рассмотрения государственного управления 19
РАЗДЕЛ 2
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 31
2.1. Новый актуальный ракурс рассмотрения сущностного свойства государственного менеджмента: использование международного опыта 31
2.2. Концептуальные основы развития новой системы управления в РК: степень приближения организации к поставленной цели и оценка качества государственного управления 43
РАЗДЕЛ 3
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ В РК 47
3.1. Особенности государственного органа 47
3.2. Возможные пути управления и совершенствования государственной службы 57
3.3. Перспективы программно-целевого направления в государственном управлении 64
3.4. Методические аспекты управления при помощи различных программ в РК 68
3.5. Моделирование организационной культуры государственного органа 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
Введение
Актуальность представленной магистерской диссертации заключается в том, что для достижения целей всех проблем, связанных с государственной политикой той или иной страны, выступает государственное управление (далее – ГУ), особенно в странах СНГ и Республики Казахстан, которые обрели государственную независимость в 90-е годы ХХ века.
В связи с этим актуально встал вопрос о переосмыслении методов и принципов ГУ, об изменении статуса института государственной службы (далее – ГС), их реформирования; осуществления как системных экономических и политических преобразований, так и реформирование всей системы ГУ в стране, о чем неоднократно было заявлено во многих выступлениях Президента Республики Казахстан (далее – РК) Нурсултана Назарбаева [1; 2;]. Например, план по выполнению новых реформ («100 шагов») – это своего рода руководство к действию, это предвыборная основа на президентских выборах [2], и в то же время это «ответ на все внутренние и внешние вызовы и угрозы» [2, с.11]. Реализация такого плана позволит укрепить казахстанскую государственность в соответствии со «Стратегией развития нашей страны до 2050» [2].
В «Стратегии развития Казахстана до 2050 года» Н.А. Назарбаев выявил важные приоритеты и механизмы реализации новой системы управления, особое внимание уделил приоритету «профессиональное государство», показав, что «…создание и поддержка высокой репутации государственной службы – наша стратегическая задача, которую мы должны решить в ближайшие годы» [1, с. 5].
Главным недостатком всех моделей и принципов ГУ и ГС в советской стране (бывших стран СНГ) была всеобъемлющая политизация ГУ и ГС, когда профессиональные критерии государственных служащих не были ведущими, а во главу угла ставились политические критерии, особенно в аспекте вопросов приема на работу и продвижения по службе; никогда не давался конкретный перечень необходимых условий для занятия должности в ГС, и, самое главное, не существовало разграничительной линии между партийным и политическим развитием и практической реализацией [3; 4; 5; 6; 7; 8].
Именно необходимость проведения административных реформ было связано с «повышением эффективности и результативности работы управленческого аппарата» [3, с.12-14], с совершенствованием всех вопросов ГУ и улучшения качества предоставления госуслуг, с повышением уровня профессионализма ГС и эффективности деятельности государственного аппарата.
Поэтому и понятно, что такое противоречие между устаревшими правовыми сведениями и принципами и грядущей необходимостью правоприменительной практики всех общественных отношений, разумеется, неблагоприятно сказывается на дальнейшем совершенствовании ГУ, отрицательно отражалось на эффективности административной реформы. Вот почему рассмотрение всего процесса формирования и развития ГУ и ГС в РК в аспекте разработки и использования научных концепций и их реализаций на практике представляется достаточно актуальным и своевременным для ускоренного развития нашей страны согласно «Стратегии развития 2050», что и посвящена настоящая магистерская диссертация.
Вопросам ГУ и ГС Казахстана и правового статуса ГС посвящено достаточное количество работ [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16].
Настоящая работа выполнена на основе анализа и обобщения многих трудов ученых Казахстана и ближнего зарубежья, в которых уже были сформулированы конкретные предложения, в частности, ставились такие вопросы, как совершенствовать нормативные правовые акты, которые бы регулировали все общественные отношения в области ГУ и ГС, а также на базе законодательств и практик ГУ и ГС нашей страны с учетом реального опыта РФ и дальнего зарубежья [3; 4; 23; 24; 25].
Опыт развития инновационных процессов общественного развития в области ГУ самых развитых стран мира подтверждает мысль, что без «реформирования управления инновационными процессами в Республике Казахстан практически невозможно решить проблему вызова – как адаптировать нашу экономику к современным глобальным процессам, как выйти из финансово-экономического кризиса и как быстро провести модернизацию всей страны» [3; 4; 5; 6; 7; 8]. Этим и предопределяется важность представленной работы.
Казахстан уже сделал очень успешные и нужные шаги в сторону создания и развития профессионального Правительства [6], в полном соответствии «с важными для страны приоритетами национальной стратегии развития до 2050 года [7].
Вместе с тем, «роль, структура и возможности государственного сектора в Казахстане все еще находится на стадии становления и развития» [3; 11; 12; 13]. Известно, что повышение эффективности ГУ «в государственном секторе будет способствовать раскрытию потенциала роста в частном секторе, бизнесе, окажет влияние на качество, а также поможет руководству страны в усовершенствовании управления в государственном секторе и сфере предоставления государственных услуг» [5].
Поэтому возникает необходимость создать самостоятельный корпус многих управленческих специальностей – экономики, права, политологии и т.д.» [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20].
В этой связи к теории ГУ нужен «комплексный и научно обоснованный подход», отмечают многие ученые [21; 22; 4; 5; 6; 9; 10; 11; 12; 13]. Известно, что «государственное управление надо рассматривать как целостное явление» [5].
Комплексный характер теории ГУ предопределяется мультидисциплинарным характером проблемы ГУ. Поэтому во многих работах [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20] справедливо отмечается, что научно-понятийный аппарат, или специальная терминология науки и ГУ еще не сложились. Тем не менее, можно определить основные категориальные понятия в сфере научного анализа деятельности государства, которые рассматриваются в ином ракурсе: как существенные стороны и элементы всего института ГУ. Рассматриваемые вопросы и предопределяют актуальность магистерской диссертации.
Неразработанность и спорность многих аспектов проблемы ГУ связана как с недостаточностью, малочисленностью исследований системы ГУ и государственной службы (далее – ГС) Республики Казахстан, так и отсутствием концептуальной основы анализа всех аспектов ГУ (методики, методологии, концептуальных основ).
Цель и задачи работы.
Цель настоящей магистерской диссертации – проанализировать теоретические подходы по развитию системы ГУ, представить комплексный анализ вопросов теории и практики ГУ и ГС на современном этапе развития Казахстана и выявить проблемные зоны совершенствования правовых и организационных основ рассматриваемых феноменов.
Для достижения данной цели в настоящей работе необходимо было решить следующие конкретные задачи:
1) изучить основные принципы теоретико-методологических основ социально-правового института ГУ и на этой основе привести в единообразие теоретические сведения через обобщение опыта развития сущности ГУ;
2) проанализировать казахстанский и зарубежный опыт реформирования ГУ и попыться выявить новые модели организации ГУ;
3) рассмотреть основные правовые основы дальнейшего совершенствования системы ГУ и представить модель организационной культуры государственного органа для выработки эффективной системы ГУ;
4) исследовать практику разработки «структурных факторов» системы ГУ, которые оказывают влияние на повышение эффективности ГУ Республики Казахстан, и реализации мер противодействия коррупции и ответственности за коррупционные правонарушения в контексте организации управления госорганами.
Объект магистерской диссертации – общественные отношения, политические и юридические процессы, которые связаны с реформированием системы ГУ в РК.
Предмет работы – выявление основных концептуальных основ для эффективной работы всей системы ГУ в Республике Казахстан.
Теоретическая значимость магистерской диссертации. Основу магистерской диссертации составляют научные труды ведущих ученых Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, которые непосредственно связаны со всеми проблемами ГУ.
Следует отметить, что проблематика ГУ не только в Республике Казахстан, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья занимает ведущее место во многих работах ученых, касающихся разных аспектов реформирования ГУ: политического, экономического, юридического и др. Наиболее полно эта проблематика представлена в трудах А.З. Турисбек [3], Ш.А. Есимовой [4], А.С. Сман [9], Ж.Д. Бусурманова [10; 14], Р.А. Барсуковой [8] и др. [21; 22; 23; 24; 25; 26; 27]. Опираясь на идеи многих зарубежных ученых в ракурсе исследования проблем реорганизации государственного аппарата, как считает Ш.А. Есимова, современные «ученые смогли понять природу взаимоотношений сферы политики и государственного управления» [5].
Следует отметить, что административные реформы, в особенности новое ГУ и принципы его регулирования являются основой для разработки проблем ГУ таких ученых, как Ш.А. Есимова [4; 32; 33; 36; 41; 48], А. Байменов [18], З.К. Турисбеков [20; 22], А.З. Турисбек [3], К.Е. Кубаев [15; 25; 50; 64] и др.
Достаточно актуальными представляются научные работы Маленкова Ю.А. [6], Баишева Ж.Н. [16], Капарова С.Г. [23], Турисбек А.З. [3], сборники, журналы и отчеты Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы (далее - АДГС) и Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (далее - АГУ) [37; 38; 40; 43; 44; 46; 47; 49; 51; 52; 53; 54; 55; 57; 58; 59; 60; 61; 63].
Тем не менее, многие вопросы, в частности, «проблемы эффективности государственного управления в Республике Казахстан достаточно не разработаны», – считает Ш.А. Есимова [5; 36, с. 22], а также такие ученые, как Саханова А.Н. [42], Кубаев К.Е. [50, с.53], Абуева Н.А. [21], поэтому необходимо полное и концептуальное научное изыскание, направленное на анализ системы эффективности ГУ в разных сферах деятельности.