Актуальность борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества

18 февраля 2018 | 2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………..7
Глава I. Общая характеристика преступлений
против мира и безопасности человечества
и их виды………………………………………………………………..11
1.1 Планирование, подготовка, развязывание
или ведение агрессивной войны………………………………………..11
1.2 Пропаганда и публичные призывы
к развязыванию агрессивной войны (ст. 157 УК)…………………....20
1.3 Производство или распространение оружия
массового поражения (ст. 158 УК)…………………………………….23
Глава II. Военные преступления и преступления
против человечности………………………………………………….27
2.1 Применение запрещенных средств
и методов ведения войны (ст. 159 УК)………………………………..27
2.2 Применение в вооруженном конфликте
средств и методов, запрещенных международными
договорами……………………………………………………………...30
2.3 Геноцид (ст. 160 УК) и Экоцид (ст. 161 УК)……………………..33
Глава III. Иные преступления против мира и безопасности
человечества и уголовная ответственность за них........................47
3.1 Наемничество (ст. 162 УК)………………………………………...47
3.2 Нападение на лиц и организации, пользующиеся
международной защитой (ст. 163 УК)………………………………..58
3.3 Возбуждение социальной, национальной,
родовой, расовой или религиозной
вражды (ст. 164 УК)…………………………………………………....62
3.4. Ответственность за преступления
против мира и безопасности…………………………………………...68
Заключение……………………………………………………………..87
Список использованной литературы……………………………....91
Приложения

Введение

Мир и безопасность человечества являются важнейшими социальными ценностями современной цивилизации, обязательным и непременным условием дальнейшего успешного развития общества в целом и каждого человека в отдельности. Посягательство со стороны кого бы то ни было на мирное сосуществование государств и народов, социальных, религиозных и этнических групп, а также угроза праву человека на жизнь и здоровье, возникающие в результате развязывания и ведения агрессивной войны, пропаганды и публичных призывов к развязыванию агрессивной войны, геноцида, наемничества, возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды и других подобного рода деяний, международным правом признаются тяжкими преступлениями.
Правовой основой деятельности государств в борьбе с международными преступлениями служит международное уголовное право. На сегодняшний день в мире заключено более трехсот международных договоров преступности и наказуемости за международные преступления и уголовные преступления международного характера.
Глава нашего государства, Лидер Нации Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана обращая внимание на возрастание опасности перечисленных видов преступлений на современном этапе, отметил: «Утверждая строительство правового государства и укрепляя национальную безопасность Республике Казахстан как члену международного сообщества предстоит еще присоединиться к многочисленным международным конвенциям по борьбе с вышеназванными преступлениями». Внутренее законодательство может также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе минимума. Самостоятельно определяют внутренее законодательство и санкции за международные преступления.
Таким образом, характерным признаком рассматриваемой темы является то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств страны. Эта концепция нашла последовательное отражение в государственных программных документах, принятых Республикой Казахстан за последние годы, а также в совершенствовании уголовного законодательства.
Указанное определили актуальность научных исследований по данной теме.
Степень научной разработанности темы. Выделение международных преступлений в особую категорию явилось закономерным развитием доктрины международно-правовой ответственности, прямым следствием утверждения в международном праве принципов мира и мирного сосуществования, норм, запрещающих применение силы и угрозы силой в международных отношениях и других действий, угрожающих существованию государств и народов, их мирному и свободному развитию.
Источниками норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в международном праве считаются: Устав Международного военного трибунала по делу главных военных преступников в Германии, виновных в развязывании второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала. Несмотря на то, что в этих Уставах отсутствует определение преступлений против человечества, в них сформулированы основания уголовной ответственности за такие деяния, а также приведена их классификация.
Следует отметить, что в разработку концепции ответственности за преступления против мира и безопасности человечества большой вклад внесли советские ученые-юристы: Трайнин А.Н., Ромашкин П.С., Пионтковский А.А., Карпец И.И., Решетов Ю.А. и другие.
Многое в этом направлении уже сделано также отечественными юристами: Сарсембаев М.А., Культелеев Т.М. Каиржанов Е. Прежде всего, впервые в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан, принятом 16 июля 1997 года, законодатели выделили самостоятельную главу преступлениях против мира и безопасности человечества, что позволило привести национальное уголовное законодательство в соответствие с международными конвенциями и взятыми на себя обязательствами по борьбе с посягательствами, которые традиционно относились к категории так называемых международных преступлений.
Вместе с тем отметим, что вывод об исчерпанности данного научно-исследовательского направления нам представляется преждевременным, в связи с чем, в рамках представленной работы автором предпринята попытка рассмотрения некоторых аспектов с позиций международного права.
Целью настоящей работы является комплексное исследование составов преступлений против мира и безопасности человечества, военных преступлений, преступлений против человечности и иных преступлений против мира и безопасности человечества, а также в определении ответственности за данные виды преступлений.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
• исследовать содержание понятия «преступления против мира и безопасности человечества» и соотношение его с понятиями «международные преступления», «преступления международного характера»; изучить исторический опыт регламентации уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в Казахстане и зарубежных странах, а также в международном уголовном праве; проанализировать действующие нормы международного права преступлениях против мира и безопасности человечества, влияющие на формирование и развитие законодательства РК в этой области;
• осуществить анализ составов таких преступлений как планирование, подготовка или ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид; экоцид; наемничество и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
• оценить правовую и организационную обеспеченность борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества, в том числе и возможности межгосударственного сотрудничества в этой области;
• разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование отечественного законодательства преступлениях против мира и безопасности человечества, повышение эффективности применения данных уголовно-правовых норм и обеспечения международного сотрудничества в деле противодействия преступлениям против мира и безопасности человечества.
Объектом исследования является система правоотношений, составляющих совокупность общественных отношений, возникающих в связи с созданием и применением уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступления против мира и безопасности человечества.
Предмет исследования составляют нормы и институты ранее действовавшего и современного международного, отечественного и зарубежного законодательства преступлениях против мира и безопасности человечества; материалы следственно-судебной практики преступлениях против мира и безопасности человечества; юридическая и иная литература, касающаяся проблематики преступлений против мира и безопасности человечества.
Методологической базой исследования явились положения материалистической диалектики, комплекс общенаучных и специальных методов познания, а также общие и частно-научные методы исследования: метод количественного анализа, системный, исторический, логико-юридический метод, сравнительно-правовой метод, конкретно-социологический метод.
Теоретической базой диссертационного исследования стали труды зарубежных ученых-процессуалистов и казахстанских ученых (С. Жалыбина, М.Б. Кудайбергенова и др.), а также труды в области философии, логики, истории и теории государства и права, криминалистики, уголовного права и других наук.
Нормативной базой исследования послужили международно-правовые акты, Конституция Республики Казахстан, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, законодательство в области оперативно-розыскной деятельности, ведомственные нормативно-правовые акты, постановления высших органов судебной власти, относящиеся к теме исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что работа является комплексным диссертационным исследованием, посвященным разработке проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса в современном уголовном судопроизводстве.
Практическое значение результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в законотворческой деятельности, при проведении дальнейших научных изысканий, связанных с уголовно-правовыми проблемами международных преступлений в целом и преступлений против мира, в частности, а также при преподавании курса «Уголовное право» и специальных курсов по уголовному процессу.
Кроме того, полученные результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной деятельности законодательных органов РК, при совершенствовании ведомственных нормативно-правовых актов, а также при подготовке методических рекомендаций для занятий с работниками законодательных органов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационное исследование осуществлялось на кафедре правоведения согласно рабочей программе, утвержденной в соответствии с требованиями Университета. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях молодых ученых.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.

Информация
Специальность: юриспруденция
Кол-во страниц: 90 стр.
Тип работы: Диссертация