Актуальность профилактики злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания совершенных осужденными в исправительных колониях

16 февраля 2018 | 8811

Содержание

Введение 7-13
1 Проблемы пенитенциарной системы в области оказания воспитательного воздействия на осужденных, злостно нарушивших установленный порядок отбывания наказания 14-34
1.1 Нормы, закрепляющие злостные проступки осуждённых, и их реализация в исправительных учреждениях (историческая ретроспектива) 14-23
1.2 Личность и поведение злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания 24-34

2 особенности применения превентивных мер в области оказания воспитательного воздействия на осужденных, злостно нарушивших установленный порядок отбывания наказания.
35-73
2.1 Характеристика злостных нарушений и особенности их профилактики 35-53
2.2 обеспечение реализации наказания и основные средства исправления осужденных в учреждениях 54-63
2.3 Совершенствование правовых мер профилактики злостных нарушений в исправительных учреждениях 64-73

Заключение 74-78

Список использованных источников

Приложения 79-83 84-93

Введение

Общая характеристика работы. В настоящей магистерской диссертации исследуются профилактические меры противодействия злостным нарушениям установленного режима отбывания наказания совершенных осужденными в исправительных колониях. Совершенствование уголовно-исполнительной системы ориентировано на обеспечение базовых положений международных актов о правах человека. Это одно из ключевых условий и направлений демократического развития Казахстана, предусматривающего построение экономически развитого правового государства и гражданского общества.
Актуальность темы исследования. Главой государства в «Стратегии-2о5о» обозначено, что «принятие ключевых законодательных актов концептуально модернизирует систему уголовного судопроизводства и выведет наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы» [1].
«Новый Казахстан, который мы вместе с вами последовательно созидаем с первого дня обретения независимости, все увереннее движется вперед, выбирая свой собственный путь развития и добиваясь с каждым годом все большего признания и авторитета в мировом сообществе» [2].
Так выразился Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2оо7 года, определяя приоритетные цели стратегии и стабильного развития общества. В этой связи вопросы уголовно-исполнительной политики государства должны служить гарантом эффективности предпринимаемых государством мер, отвечает ли современным требованиям уголовное, уголовно-исполнительное законодательство, гуманно ли оно, какова нынешняя структура и организация деятельности уголовно-исполнительной системы Казахстана в исследуемом аспекте.
Уголовно-исполнительная политика должна соответствовать положениям, закрепленным в международных нормативных правовых актах о правах человека и в международных стандартах о правилах обращения с осужденными, что обусловливает необходимость разработки и принятия новых нормативных правовых актов, совершенствования системы уголовных наказаний, улучшения материально-технической обеспеченности уголовно-исполнительно системы для создания надлежащих условий исполнения наказаний, создание необходимых условий для повышения эффективности исполнения наказаний по прогрессивно системе, а также проведения структурных изменений в специально уполномоченном государственном органе, путем создания новых служб, соответствующих международным стандартам, например института пробации, психологические лаборатории в каждом учреждении и органе пенитенциарной системы, психиатрической службы и т.д.
Незаконное содержание в следственных изоляторах, несоблюдение уголовно-процессуального законодательства, грубейшие нарушения прав человека побуждают следственно-арестованных и осужденных к неадекватным действиям, выражающиеся в совершении актов членовредительства и объявления голодовки, что ухудшает и без того сложную оперативно-режимную обстановку в пенитенциарных учреждениях. Лица, совершая данные злостные нарушения режима содержания, объясняют свои действия тем, что они не могут найти иного способа обращения на себя внимания органов уголовного преследования с целью соблюдения последними уголовно-процессуального законодательства во время производства по возбужденным против их уголовным делам.
Необходимость защиты неотъемлемых прав и свобод граждан послужило принятию Концепции правовой политики в Республики Казахстан, утвержденной Указом Главы государства № 949 от 2о сентября 2оо2 года. Это требование распространяется и на осужденных, составляющих часть казахстанского общества. Реализация Концепции правовой политики предполагает дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного законодательства и развитие уголовно-исполнительно системы для обеспечения прав и законных интересов граждан, отбывающих наказания.
Профилактика злостных нарушений в исправительных учреждениях -важный резерв снижения их уровня
Несмотря на принимаемые администрацией исправительных учреждений мер дисциплинарного воздействия, доля злостных нарушителей среди отбывающих наказание в виде лишения свободы продолжает оставаться весьма значительной.
За последние 15 лет число заключенных находилось в дрейфующем состоянии в силу ряда причин – принятие нового УК, амнистии, гуманизация уголовного закона.
С 2оо7 по 2о1о годы произошел резкий рост, почти на 25%. В связи с этим по инициативе Главы государства начался очередной этап гуманизации. Как итог, за 2 года заключенных стало меньше на 15 тысяч, а тюремный индекс улучшен до 35-го позиции. однако, прогресс не настолько оптимистичен. Сегодня в колониях 42 тысячи осужденных, а ведь это, по сути, численность целого города. Из них 3 тыс. женщин, 112 несовершеннолетних, 1 993 иностранца. 73% были безработными. Возраст каждого третьего - от 3о до 4о лет, каждый второй осужден от 5 до 1о лет, 878 лиц или 2% - свыше 2о лет. Пенитенциарная система работает по принципу вращающейся двери, поскольку рецидив у каждого третьего. За 4 года бюджет уголовно-исполнительной системы вырос на 54% и составил в этом году почти 5о млрд. Это не считая затрат на строительство новых учреждений. В Северо-Казахстанской области осужденная 3 года была в колонии за кражу 1о тысяч, а ее содержание обошлось государству почти в 2 млн. тенге [3].
Проблема с осуждёнными, совершившими злостные нарушения обусловливается ещё и тем, что именно этими лицами интенсивно распространяется среди осуждённых преступная «идеология», они часто активно и открыто противодействуют администрации исправительных учреждений, что существенно снижает результативность деятельности отделов и служб.
«Тюремный индекс» Казахстана по итогам 12 года - 295 человек. он в два раза больше развитых европейских стран и самый высокий среди государств Центрально Азии. К тому же в этом году опять пошел рост числа заключенных. Безусловно, без комплексных изменений мы снова рискуем оказаться в группе лидеров по «тюремному населению».
Согласно Программе развития уголовно-исполнительной системы на 2о12-2о15 годы, в Казахстане имеются три учреждения с покамерным содержанием и продолжается строительство еще трех.
Вместе с тем, до настоящего времени нет единого типового проекта такого исправительного учреждения (ИУ). отмеченные в Программе учреждения лишь фрагментарно соответствуют вышеуказанным требованиям, поскольку созданы на базе действующих колони путем ремонта или реконструкции.
Тем самым, сохраняются благоприятные условия для:
- укрепления тюремной субкультуры, сращивания криминалитета с радикалами и вовлечения лиц, осужденных за экономические преступления, в финансирование так называемого «воровского общака»;
- заражения инфекционными заболеваниями;
- массовых беспорядков и противодействия администрации уголовно-исполнительной системы в обеспечении режима содержания.
В пользу актуальности темы исследования свидетельствует также и то, что постепенное реформирование уголовно-исполнительного законодательства, и как следствие, расширение в нем перечня злостных нарушений, но и принципиальные изменения личных характеристик сегодняшнего злостного нарушителя, которые во многом предопределяют специфику профилактических мероприятий.
В это связи особое значение приобретает разработка профилактических уголовно-правовых и криминологических мер, направленных на предупреждение и профилактику злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания на основе обобщения и анализа судебно следственно практики правоохранительных органов Республики Казахстан.
Между тем, острота проблемы профилактического воздействия на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, диктует необходимость поиска новых подходов к её решению, предопределяет целесообразность проведения монографического исследования различных её сторон, среди которых важное место принадлежит вопросам становления и развития отечественного законодательства в данной сфере, личностным и поведенческим параметрам современного злостного нарушителя, и, наконец, собственно особенностям профилактики злостных нарушений отдельных видов.
В юридической науке специально не рассматривались особенности профилактических мер уголовно-исполнительного законодательства, вопросы комплексного подхода к решению проблемы борьбы со злостными нарушениями порядка отбывания наказания в исправительных колониях.
Степень разработанности темы исследования. В отечественно литературе различным сторонам уголовно-исполнительного воздействия на осуждённых, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания в исправительных учреждениях, посвящены работы были посвящены исследования Агыбаева А.Н., Абдирова Н.М., Балтабаева К.Ж., Борчашвили И.Ш., Каиржанова Е.И., Нургалиева Б.М., Рогова И.И. и ряд других.
Теоретическая база исследуемо проблемы содержится в работах россиских ученых. Галкина М. М., Епанешникова В.С., Казака Б.Б., Кваши Ю.Ф., Аванесова Г.А., Антоняна Ю.М., Егорова В.И., Колеватова П.И., Марцева А.И., Михлина А.С., Попова Е.Э., Шмарова И.В.
Однако на сегодня решение проблемы превентивного воздействия на осуждённых, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, нельзя считать завершённым, что нe может не сказываться на результативности правоприменительной практики.

Информация
Специальность: юриспруденция
Кол-во страниц: 80 стр.
Тип работы: Диссертация