Государственное частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и власти в Казахстане

19 февраля 2018 | 227

Содержание

Нормативные ссылки……………………………………………………….3
Определения …………..……………………………………………………..4
Обозначения и сокращения………………………………………………...6
Введение………………………………………………………………………7

1 Теоретико-методологические аспекты ГЧП:
1.1 Теоретические основы ГЧП и его роль в стабилизации экономики…11
1.2 Формы, модели и механизмы ГЧП……………………………………..19
1.3 Зарубежный опыт деятельности ГЧП ………………………………....27

2 Механизм, модули и алгоритмы стратегического управления взаимодействием государства и бизнеса в РК…..…….……….……….43
2.1 Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса………………………………………..…….….…….47
2.2 Анализ модели взаимодействия бизнеса и власти …..…….…..……...52
2.3 Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в Казахстане …………………………………………………....…..62

3. Перспективы развития ГЧП в РК
3.1 Развитие стратегических направлений государственно-частного партнерства ………………………………………………………………….77
3.2 Перспективы внедрения ГЧП в Казахстане.…………………..……….81
3.3 Совершенствование регулирование государственно-частного партнерства в РК …………………………………………………….…....…84

Заключение……………………………………………………………..…...96
Список использованных источников…………………….…………101
Приложения

Введение

В Казахстане формирование государственно-частного партнерства (ГЧП) обусловлено как перспективное направление государственной политики развития. В своем выступлении 12 июня 2013 года на XXI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил следующее: «…Важно систематизировать меры государственной поддержки, продвигать инструменты государственно-частного партнерства при реализации проектов на местном уровне, особенно при строительстве объектов социальной и жилищно-коммунальной сфер. Грамотное использование этих механизмов позволит снять нагрузку с бюджета, ускоренно модернизировать инфраструктуру необходимую для диверсификации экономики».
Президент РК Н.А. Назарбаев неоднократно отмечал о необходимости развития ГЧП в Казахстане в своих посланиях народу Казахстана. В частности:
в послании от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» обозначено, что «…огромным потенциалом по привлечению частных инвестиций располагает механизм государственно-частного партнерства. Мы запустили этот механизм в Казахстане, но он требует усовершенствования в соответствии с лучшей мировой практикой…» 1;
в послании от 28 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Н.А. Назарбаев поручил Правительству «разработать законопроект, предусматривающий внедрение новых форм государственно-частного партнерства» 2.
Во исполнение поручений Главы государства, в рамках Указа Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан», разработана Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы (далее – Программа развития ГЧП), предусматривающая создание законодательной и институциональной основы для реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП в РК.
Актуальность темы исследования. В условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры и, тем более в условиях финансового кризиса, значение и роль государственно-частного партнерства, как составной части развития экономической политики государства неуклонно возрастает. Проведение взвешенной политики в этой сфере способно обеспечить создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия частного сектора бизнеса и субъектов власти, содействовать решению комплекса социально-экономических задач, стоящих перед страной.
Не случайно, сбои в функционировании мировых финансовых рынков подтолкнули денежные власти в странах с рыночной экономикой к активному поиску путей и средств противодействия нарастающей дестабилизации экономической сферы. В условиях глобализации и вовлеченности Казахстана в мирохозяйственные связи аналогичные задачи становятся все более актуальными для национальной экономики. Вопросы совершенствования ГЧП особенно актуальны в период реализации антикризисной экономической политики государства.
В настоящее время Республика Казахстан находится на этапе формирования государственно-частного партнерства (ГЧП) как института: принят закон «О концессиях», создан специализированный центр по вопросам ГЧП – АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», на этапе согласования находится проект Программы развития государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. Необходимость развития ГЧП прямо или косвенно подчеркивается в принимаемых нормативно-правовых документах, определяющих направления государственной политики в научно-технической и инновационной сферах.
Однако анализ законодательного обеспечения ГЧП подтверждает отсутствие целостного подхода к пониманию партнерства как формы взаимодействия государства и бизнеса, формирующей предпосылки взаимосвязи всех ключевых элементов национальной инновационной системы. Учитывая вышеизложенное, возможно дать следующее определение термину «государственно-частное партнерство в инновационной сфере» – это система равноправных отношений государственного и частного секторов экономики, обладающая особым комплексом экономических, социальных, правовых, политических, организационных, управленческих и других взаимосвязей, взаимоотношений и условий, направленных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов и их источников для инновационного развития страны и ее субъектов.
Современные тенденции мирового экономического развития и новый этап функционирования государственной экономики обусловили необходимость пересмотра теоретических основ и практических методов становленя ГЧП, что предопределило основные направления данного исследования, повысив его актуальность и значимость.
Степень разработанности проблемы. Анализ экономической литературы показывает наличие большого интереса и зарубежных ученых к изучению ГЧП. Среди отечественных исследователей следует отметить: Э.С. Мадиярова; М.Т. Матаев; Е.Б. Жантакбаев; Мусабаева Г.Н., Жетписова Г.Т. и т.д.
А также ученых стран ближнего зарубежья: П. Авеном, Ю. Алексеевым, М. Борисовым, А. Гапоненко, С. Глазьевым, Г. Горлановым, М. Горшковым, Ю. Дульщиковым, Б. Злобиным, В. Ишаевым, М. Каминской, В. Колесовым, П. Минакером, В. Орешиным, Ю. Осиповым, А. Панкрухиным, Д. Розенковым, П. Смолянским, В. Савченко, С. Стрижовым, В. Тимченко, В. Уколовым, С. Хорзовым, В. Чаловым, И. Чернявским, Ю. Швырковым, Ф. Шамхаловым, В. Яковлевым и другими;
Разработкой отдельных проблем ГЧП в зарубежных странах разное время занимались преуспевшие в исследовании проблемы, можно выделить труды: С. Блэка, Г. Боуэна, М. Веласкеса, П. Друкера, К. Дэвиса, Р. Кантильона, Б. Карлофа, А. Керолла, Ф. Котлера, Дж. МакГуира, М. Палацци, Г. Райффа, С. Сети, Д. Старчера, Г. Фишера, М. Фридмана, Р. Хэйвуда, Т. Шеллинга, Й. Шумпетера, У. Юри и других.
Все приведённые выше авторы описывают взаимоотношения бизнеса и власти с разных, но синонимичных точек зрения. В них описываются основные характеристики бизнеса и власти, противоречия между бизнесом и властью, конкретные факты и события с различных точек зрения, выводы.

Информация
Специальность: Государственное и местное управление
Кол-во страниц: 100 стр.
Тип работы: Диссертация


+7 777 422 26 68

Написать

izden.kz@ya.ru